Советы логопеда

Как  говорит  ваш ребёнок?

Каждый  родитель  задаётся  вопросом:  «А  правильно  ли  говорит  мой  ребёнок?». 

Чтобы  составить  полное  представление  о  речи  ребёнка  в  целом,  необходимо  обратить  внимание  на  следующие  параметры:

·        понимание  речи;

·        оценка  речи  по  звучанию  (звукопроизношение);

·        фонематический  (звукоразличительный) слух;

·        связная  речь;

·        лексико-грамматический  строй  речи;

·        состояние  голоса;

·        темп  речи.

Понимание  речи  включает  в  себя  понимание  инструкции,  которую  необходимо  выполнить  в  определённой  последовательности.  С  возрастом  в  задания  включаются  ответы  на  вопросы,  объяснение  наиболее  часто  употребляемых  пословиц.

Связная  речь  подразумевает  составление  рассказа  по  серии  картинок,  либо  по  сюжетной  картинке.  Здесь  же  ребёнок  должен  безошибочно  повторить  предложение,  состоящее  из  определённого  количества  слов.

Оценка  речи  по  звучанию  предполагает  определить  внятность  речи  ребёнка.

Фонематический  слух.  Оценивается  способность  к  отхлопыванию  ритмов,  правильность  произнесения  ряда  звуков  и  их  последовательности,  способность  производить  звуко-буквенный  анализ  слов  и  умение  по  звукам  составить  слово.

Лексико-грамматический  строй  речи.  Оценивается  способность  изменять  слова  по  родам,  числам,  падежам,  а  также  слоговая  структура  слова  (слово  должно  быть  произнесено  без  пропусков  букв,  слогов).

Состояние  голоса.  Обращается  внимание  на  звучность  и  способность  менять  интонацию  голоса.  Младшим  школьникам  предлагается  изменить  повествовательное  предложение  на  вопросительное  и  восклицательное  предложение. 

Темп  речи.  Говорит  ли  ребёнок  либо  слишком  медленно,  либо  слишком  быстро.


Тревожат ли вас речевые проблемы ребёнка?

 

·        Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, чтение, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что наруше­ния речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает даже чувство неполноценности.

·        На отношение ребёнка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребёнка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основ­ным формирующим компонентом отношения ребёнка к своему речевому де­фекту.

·        Установка может быть попустительской:   «Не обращай внимания,  твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного», «Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на четвёрки и   пятёрки», «Посмотри, сколько знаменитых людей не  выговаривают какие-то звуки:  певцы, писатели, телеведущие, и их дефект им не мешает».

·        Ребёнок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придёт к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект — это проявление индивидуальности.

·        Возможна другая установка: «Ты уже такой большой,  а говоришь, словно тебе два года.  Ты слышал,  чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут ни в одну в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой все будут смеяться.  Неужели так трудно произнести нормально,  как все?!».

·        Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится ещё боль­ше, если ребёнок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребёнок может замкнуться или приобрести ещё один речевой дефект (например, заикание).

·        В начале обучения ребёнок с нарушениями речи очень неуверен в себе, отказывается от поручений, даже самых лёгких, остро переживает все крити­ческие этапы в обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребёнка и стремление к преодолению дефекта.

·         Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребёнка. При правильном подходе семьи к воспитанию ребёнка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребёнка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.